Вернуться
Журнал "Компания"

ТРИ БУКВЫ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ РОССИЙСКИХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

№332, 19 сентября 2004 г.

Татьяна АНТРОПОВА

Объем отечественного рынка бизнес-образования составляет около $200 млн, из них на программы МВА приходится $50 млн. Степень МВА, еще недавно воспринимавшаяся российским работодателем как экзотическое излишество, уже стала обязательным требованием. Но чем одна школа бизнеса отличается от другой, не знает никто.

Программы обучения менеджеров - самый динамичный и быстрорастущий (ежегодно 20% по количеству новых студентов) рынок образовательных программ. Российские школы бизнеса уже пять лет не знают проблем с набором на свои программы. МВА теперь не просто дань моде, все чаще получение образования становится привычкой. По замечанию "отца менеджмента" Питера Друкера ("Практика менеджмента"), "знания устаревают каждые десять минут", и владелец компании, получивший MBA, начинает инвестировать средства в обучение своих сотрудников. "Проблемы в бизнесе связаны в большей степени с недостатком знаний у среднего звена менеджеров, - поясняет Татьяна Иванищева, проректор по маркетингу института МИРБИС. - Поэтому руководители, которые прошли программу МВА, нередко присылают на учебу своих  подчиненных". А Ашот Сеферян, руководитель программ МВА Института бизнеса и делового администрирования, уверен: чем большее количество выпускников программ МВА, ЕМВА (executive MBA - программы для топ-менеджеров) и их аналогов будет работать на ключевых постах в российских компаниях, тем больше будет спрос на бизнес-образование.

Исследование отношения компаний к приему на работу выпускников программ МВА (проведенное Begin Group в июле этого года среди 500 студентов МВА и 89 менеджеров по персоналу) показало: 34% респондентов полностью согласны и 54,5% скорее согласны с мнением, что топ-позиции должны занимать только люди, имеющие степень МВА. Работодатели считают самым важным положительным качеством выпускников программ МВА системность и стратегический характер мышления. На второе по значимости место работодатели ставят навыки, необходимые для решения современных бизнес-задач. Кроме того, большинство работодателей отмечают, что выпускники программ MBA легко находят общий язык с зарубежными партнерами. Ценность МВА с управленческой точки зрения, по мнению Елены Скуратовой, замначальника отдела Интернет-проектов по маркетингу и продажам группы "Ренессанс Страхование", проявляется еще и в том, что в деловом сообществе формируются общая терминология и подходы к бизнесу. "Менеджеры начинают говорить на одном языке и адекватно воспринимать идеи и предложения друг друга", - отмечает Скуратова . По ее мнению, основная причина роста интереса к МВА среди российских компаний в том, что бизнес в России становится зрелым и собственники осознают необходимость передачи полномочий профессиональным менеджерам.

Большинство опрошенных работодателей считают, что обучение персонала на программах МВА - это долгосрочные, но эффективные вложения в бизнес компании. Сами сотрудники уверены, что инвестиции компании в образование менеджера являются одним из показателей оценки его потенциала. "Это означает, что на вас делают ставку, вас пытаются удержать, - говорит Дмитрий Антонов, начальник финансового отдела компании УАЗ, выпускник МВА. - Многие из тех, с кем я учился, пересмотрели свои цели или уточнили их. В результате примерно 20 - 25% группы улучшили свою позицию внутри компании или сменили место работы".

Конечно, МВА - это не панацея. Отзывы работодателей об образовании в российских школах бизнеса остаются весьма сдержанными. "МВА - это бизнес-ПТУ, дающее набор базовых экономических знаний и управленческих инструментов, - убежден Владимир Романенко, президент компании "Кемпинг-2000", выпускник ЕМВА Института бизнеса и делового администрирования. - А реальное повышение уровня профессионализма управленца по-прежнему зависит от конкретного человека: на МВА тоже есть свои "троечники" и "хорошисты". Среди основных мотивов поступления в школы МВА Романенко называет желание повысить собственную значимость и элементарную моду на бизнес-образование.

Тем не менее в отечественных бизнес-школах учатся сотрудники не только российских организаций (хотя их абсолютное большинство - 74,8%), но также западных (10,2%) и совместных предприятий (15%). Образование МВА в России имеет ряд неоспоримых преимуществ, которые признают работодатели, выпускники и участники рынка. Среди них: связи и контакты, полезные для ведения бизнеса в России; системные представления о специфических особенностях рынка - таких, как юридическая база, налогообложение, структура фондового рынка; невысокая по сравнению с зарубежными программами стоимость обучения (средняя стоимость - $8000 за два года, за рубежом - $40 000 (без проживания и других расходов).

Ежегодно диплом МВА в России получают 5000 - 7000 человек. С точки зрения поступающих на программы школ бизнеса, в бизнес-образовании сложилась неопределенная ситуация: чем одна школа бизнеса отличается от другой, точно не знает никто. Даже в Российской ассоциации бизнес-образования нет данных о всех участниках рынка (их в России около 100, 80 работают в Москве и Санкт-Петербурге).

Журнал "Ко" провел опрос директоров школ бизнеса (среди вопросов: "Укажите главных конкурентов вашего учебного заведения") и менеджеров, интересующихся МВА в российских образовательных учреждениях ("На каких школах вы сосредоточили свой выбор?"). В исследовании приняли участие 18 руководителей школ бизнеса и 20 потенциальных абитуриентов. Сводный список школ составлен из наиболее часто упоминавшихся в ответах обеих сторон (порядок расположения - хронология появления школ).


В список бизнес-школ, перечисленных в статье, вошли:

  • Высшая школа международного бизнеса АНХ (год основания 1988)
  • Институт бизнеса и делового администрирования АНХ (год основания 1988)
  • Институт МИРБИС (год основания 1988)
  • Высшая школа бизнеса МГУ (год основания 1989)
  • Московский университет "Туро" (Moscow University Touro, MUT. Год основания 1991)
  • Международный институт менеджмента ЛИНК (год основания 1992)
  • Институт бизнеса и экономики Академии народного хозяйства (год основания 1992)
  • Факультет инновационно-технологического бизнеса АНХ (год основания 1994)
  • Высшая школа корпоративного управления АНХ (год основания 1996)
  • Банковский институт ГУ ВШЭ (год основания 1997)
  • Стокгольмская школа бизнеса (год основания 1997)
  • Кингстон-АНХ (год основания 1998)
  • Высшая школа менеджмента ГУ ВШЭ (год основания 1999)

Все права на данный материал принадлежат журналу "Компания".



Hosted by uCoz