Уважаемые господа, Начиналось все здесь: http://www.auto.ru/wwwboards/insure/0263/77925.shtml Я премного благодарна вам за вопросы, признаюсь, что они оказались сложнее и глубже тех, что прозвучали в рамках того самого публичного диспута. Как и обещала, отвечаю. В форме вопрос-ответ, о.к.? С уважением, Елена Скуратова |
ВОПРОС | ОТВЕТ | |||||||||||||||||||||
Сергей, SVG@PASSAT_B3V_2E
http://www.auto.ru/wwwboards/insure/0263/78235.shtml Про ОСАГО и ДСГО. Есть у меня на руках 2 полиса. Наступает страховой случай. Я предъявляю полис ДСАГО. Про полис ОСАГО "скромно" умалчиваю. Кто и в какой момент может остановить мое неуемное желание получить скидку со страхового тарифа по ОСАГО на следующий год? Чем мне грозит такое поведение при наступлении страхового события? С уважением, Сергей. |
Уважаемый Сергей, Спасибо за Ваш вопрос. Сначала определим, на основании чего Вы должны сообщить, что полис ОСАГО у Вас есть: 1) п. 1 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» 2) п. 38 Правил страхования ОСАГО. п. 1 статьи 11 закона гласит: «1. В случае, если страхователь является участником дорожно-транспортного происшествия, он обязан сообщить другим участникам указанного происшествия по их требованию сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этого транспортного средства.Предусмотренная настоящим пунктом обязанность возлагается также на водителя, управляющего транспортным средством в отсутствие страхователя». п. 38 Правил страхования говорит следующее: «Водитель - участник дорожно-транспортного происшествия обязан сообщить другим участникам дорожно-транспортного происшествия, намеренным предъявить требование о возмещении вреда, сведения о договоре обязательного страхования, в том числе номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес и телефон страховщика». На каком этапе Вас остановят? На этапе проверки по общей информационной базе. На данный момент наказания за данное нарушение не предусмотрено, за исключением тех мер, которые вступят в силу с 01.01.2004 года. |
|||||||||||||||||||||
Вадим, Neovod
http://www.auto.ru/wwwboards/insure/0263/78168.shtml Вопросы такие: 2 случая – 1 ) ОДНА машина (у ЮрЛица), на ней работают 3 водителя практически 24 часа в сутки, коэффициент 1,5 или 1.3 извините, не помню, правил нет под рукой. Риск ДТП - максимален!! 2) Две машины у 1 водителя. Ездит попеременно, и явно не 24 часа в сутки. Риск - примерно в 3 раза ниже, чем в случае 1. НО - затраты на страховку в 2/1.5=1,333 раза выше. ЗА ЧТО??? По принципу экспроприации?? 3) А вообще почему произошла подмена понятия и Ответственность Гражданина, которую надо привязать к Типам ТС, их количеству, времени использования и т.д., оказалась заменена на Ответственность(???) ТС, с привязкой к к-ву Граждан, им управляющих. Как вообще страховщики смогут объяснить, что ТС имеет ответственность, скажем в Международном Суде??? Вадим |
Уважаемый Вадим,
Спасибо за Ваш вопрос. 1) По поводу различия страхования ОСАГО юр.лицом и физ.лицом, возьмем для примера два идентичных легковых автомобиля, территория преимущественного использования – Москва, один принадлежит физ.лицу, другой – юр.лицу. Различия будут, прежде всего, в базовом тарифе. Для юр.лица он составит 2 тыс. 375 руб., для физ.лица – 1 тыс. 980 руб. Теперь разница по коэффициентам:
И у того, и у другого типа страхования есть плюсы и минусы. Базовая стоимость полиса для юр.лица выше, но нет коэффициента по ограничению или неограничению количества лиц, допущенных к управлению. Зато физ.лицо может указать, что использует полис 9 или меньше месяцев и снизить тариф, а юр.лицо – нет. И класс бонус-малус (скидок и надбавок) для юр.лица присваивается транспортному средству. 2) Да, если у водителя физ.лица 2 автомобиля, и он использует их каждый, ему будет необходимо приобрести 2 полиса. Почему? Потому что за точку отсчета взято транспортное средство + человек. Представьте обратную ситуацию: в семье один автомобиль, и ездят на нем три человека попеременно: муж, жена и отец мужа. Сейчас они могут оформить один полис на троих. Если принять за основу вариант, когда точка отсчета человек + категория транспортного средства (как уже кто-то предлагал в форуме), им придется покупать по полису на каждого человека. И такие ситуации, когда один автомобиль используется в семье всеми, у нас в России встречаются гораздо чаще, чем когда один человек ездит сразу на 2, 3, 4 ...20 автомобилях. 3) Тут вопрос спорный, и Международный суд тут не при чем. В США, например, такая же система: обязательное страхование автогражданской ответственности предполагает связку: конкретный человек + конкретный автомобиль. |
|||||||||||||||||||||
Ferst
http://www.auto.ru/wwwboards/insure/0263/78102.shtml Наверное он не каверзный. Честно говоря, правила толком не читал (некогда).А вот вопросик есть, может ли страховая выплатить деньги пострадавшему без моего согласия, то есть я заявляю о ДТП, оформляю свой ущерб, а про ответственность пишу, чтоб без моего согласия не выплачивали, потом смотрю на сумму (после экспертизы) и решаю платить самому или воспользоваться страховкой. По идее это нормальная ситуация, но может в правилах по ОСГО какую гадость прописали? |
Приветствую,
Дело в том, что этот закон как раз и предназначен для того, чтобы защитить интересы потерпевших. Поэтому если потерпевший решит воспользоваться своим правом на выплату, предоставит в страховую компанию все документы, согласно Правилам страхования, Вашего согласия произвести выплату спрашивать не будут. |
|||||||||||||||||||||
Алексей, Green
http://www.auto.ru/wwwboards/insure/0263/78074.shtml Да толку с них... Ну предположим спрошу я почему потерпевшему нельзя самому заняться оценкой своего ущерба, как все это делали до сих пор, прибегнув к помощи специально обученных и лицензированных людей, а он должен ждать, пока этим озаботится СК обидчика и смириться с ее результатами как с данными свыше? Ответ-то очевиден, но вот прозвучит ли он вслух? Сомневаюсь. | В общем, я думаю, что Ваш вариант – более правильный. Только встает вопрос, кто будет платить независимым оценщикам? Если в случае крупного ущерба это нормально для любой из сторон, в случае мелкого ущерба – накладно и для страховщика, и для страхователя. | |||||||||||||||||||||
Вопрос номер 2 (основной и самый риторический). Зачем потребовалось ставить миллион рогаток вокруг вполне ясных положений ГК об обязательном страховании? Для пользы дела хватило бы перечня рисков, объектов страхования и минимальных сумм, как в ГК и прописано. Все остальное - ИМХО, кормушка. Про внезапное банкротство СК не надо - есть страхнадзор, это его функция да и само государство у нас банкротится время от времени, только вот почему-то никто не рвется по этому поводу профсоюзов создавать и резервные фонды собирать, а тут всего лишь страховочка на 4к. | Вы Закон или Правила рогатками называете? На мой взгляд, раз во всем цивилизованном мире есть правила и законы об обязательном страховании, вполне логично, что мы пошли таким же путем. | |||||||||||||||||||||
Вопрос номер 3. Если аварийщики, чайники и т.п. контингент признается источником повышенного риска для окружающих, почему бы им вместе с тарифом не поднимать и лимиты. Мы-ж формально не интересы СК защищаем, а интересы пострадавших. Тоже самое и с региональными коэффициентами. Взяли вдвое больше - удвойте и свои обязательства. | В обязательных видах страхования тарифы устанавливаются законодательно, в отличие от добровольных видов страхования, где тарифы рассчитываются страховщиком самостоятельно на основе страховой статистики с использованием методов теории вероятности, статистики и финансовой математики и получили название актуарных. Так что этот вопрос к государственным мужам. | |||||||||||||||||||||
Вопрос номер 4. Открытость в формировании этих самых "экономически обоснованных" тарифов. Пока не будет ее, грабительский имидж с вас не слезет никогда. Особливо это аварийного коэффициента касаемо - больно уж штраф напоминает, а этого в обход кодексов делать низ-з-зя. | Еще раз поясню. Страховые тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются в законодательном порядке. Вот чего никто толком не объяснял (и я тоже, каюсь). Нам, как и вам, дали тарифы и правила, и сказали – работайте. И так происходит во всем мире. Везде тарифы устанаваливают не страховщики, а законодательные органы. | |||||||||||||||||||||
Вопрос номер 5. Защита прав застрахованного. Пока она крайне слаба и фактически сводится к перспективе потратить полгодика-годик в суде общей юрисдикции, обжалуя действия страховщиков. Суды с текущими-то делами не справляются, а если туда еще и вал конфликтов с СК пойдет...Удачи!Green | А кто на права застрахованного напал? :-) Раскройте, пожалуйста, эту мысль. | |||||||||||||||||||||
Олег, Oleg http://www.auto.ru/wwwboards/insure/0263/78071.shtml 2 вопроса 1. помнять ли авторы данного закона о том что сгубило фраера? 2. не боятся ли аторы данного закона что скоро их начнуть элементарно бить. Удачи Олег. |
Уважаемый Олег, Спасибо за вопрос. 1) Сейчас уже непонятно, кто был автором закона, и кто как голосовал. Те, кто в феврале были за, сейчас уже кричат о том, что закон нужно отменить. Вот и разбирайся, когда они были нечестны, и не связана ли шумиха с грядущими выборами. 2) Бить, во-первых, не конструктивно, во-вторых, думаю, что авторы этого не боятся, потому что в метро не ездят, а по улицам с охраной ходят. |
|||||||||||||||||||||
Jaba2110
http://www.auto.ru/wwwboards/insure/0263/78049.shtml Сколько страховые уже собрали денег и выплатили! |
Сводная статистика по закону, насколько я помню, будет раз в год публиковаться. Вот тогда и узнаем. | |||||||||||||||||||||
Сергей, С_Т
http://www.auto.ru/wwwboards/insure/0263/78008.shtml Назовите СК, которая готова предложить условия по покрытию лучше, чем "в" осагЕ, привлекательнее финансово, а затем самостоятельно добьётся для своих клиентов права обладать такой страховкой, а не этим .... , прошу прощения. ----Сергей, который вынужден через пару недель переоформлять страховку, в т.ч. по го..... |
Уважаемый Сергей,
ОСАГО, действительно, хорошая страховка в смысле покрытия и условий, так что не думаю, что кто-то сможет предложить лучше. Законы рынка. |
|||||||||||||||||||||
OpVector
http://www.auto.ru/wwwboards/insure/0263/77999.shtml Вопрос №1: Нахрен оно нужно? | Если коротко: для защиты прав потерпевших. Это мы с вами себя прилично на дороге ведет, а кто-то с места ДТП скрывается, оставляя поврежденное авто чужое и, не дай бог, пострадавшего человека. Кто-то начинает плакаться, что у него денег нет, кто-то пугать, что ничего не заплатит. Но так было до введения ОСАГО, сейчас эта ситуация должна измениться. | |||||||||||||||||||||
Андрей, vesan
http://www.auto.ru/wwwboards/insure/0263/77993.shtml Это смотря кого спрашивать... Во всех, по-моему, странах, ОСАГО идет с франшизой. Почему у нас не так? Как получились такие тарифы? И, самый, конечно, главный вопрос - КАКОГО ЧЕРТА??!! 8-)) Успехов в диспуте! |
Андрей, если честно, ничего не слышала про то, что ОСАГО за рубежом идет с франшизой, единственное о чем знаю, что в США тарифы поднимают. Как получились такие тарифы? Тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются законодательно. Так что это нужно не у страховщиков спрашивать. Какого черта? Еще раз повторюсь: для защиты прав потерпевших. |
|||||||||||||||||||||
Михаил, Mike_M http://www.auto.ru/wwwboards/insure/0263/77970.shtml Почему минимальный период использования 6 месяцев? 1.Рассказывал тут о друге, который живет фермерством и одну из машин использует только для перевозки урожая, 2-4 недели в году. За что его наказывают 70-ю процентами от стоимости полной страховки? Для грузовой развалюхи это немало выходит. |
Согласна, что нужно установить и период меньше 6 месяцев. Вот какой – нужно думать. | |||||||||||||||||||||
2. Вообще, почему не по пробегу за страховку берут? Неужели так легко спидометр скручивать и так трудно его опечатать в СК или при прохождении ТО? Кстати, это еще и путь к облегчению проблемы нескольких машин у одного владельца, и снятие проблемы непредвиденной необходимости выезда вне заявленного периода использования. |
Спидометр скручивать? Легко :-).
Кстати, мы почему-то больше заботимся о «бедном» человеке с двумя и более авто, а как же те, у кого авто одно на 3-их, 4-ых? Их тогда за что будем наказывать? За то что бедные? |
|||||||||||||||||||||
3. Чего ради клиенты должны платить (неявно) за дорогущий бланк страхования - бланки паспорта и ВУ в разы меньще стоят. Лично мне эти степени защиты не нужны. Если СК не могут вместо степеней защиты пробивку по базе обеспечить, как для ВУ и ТО, то это их проблемы. | Нам самим это непонятно. За порчу бланков вычитают из кармана того же страхового агента, одну букву случайно не так написал и все. | |||||||||||||||||||||
4. Почему полисы заполняются как в каменном веке, от руки и за эту ручную работу СК платят как за огранку алмазов (:))))- 10%. Клиентов-то по ОСАГО привлекает ГАИ, а не агенты, это же не ДГО и не КАСКО, где привлечение/охмурение надо оплачивать. А клиенты за подобное разгильдяйство и расточительность расплачиваются дороговизной краткосрочных страховок. | Ну, не во всех компаниях они от руки заполняются, некоторые вот через Интернет их продают и на принтере печатают (не в качестве рекламы:-) | |||||||||||||||||||||
5. Чем целевой депозит для обеспечения интересов возможных пострадавших хуже ОСАГО? Почему нормальные водители должны своими ОСАГО финансировать аварийных? | Целевой депозит хуже, чем ОСАГО, по такой причине: Вам нужно изъять из своего бюджета 400 тыс. рублей (максимальная выплата) и положить на депозит. Вместо этого Вы отдадите пусть даже 5 тыс. рублей в год, и будете спокойно ездить. Причем, заметим, что далеко не все люди могут вот так легко 400 тыс. рублей на депозит положить. | |||||||||||||||||||||
6. ОСАГО - это превентивное наказание и ограничение прав граждан. По Конституции, ограничение прав допустимо только в той мере, в какой оно необходимо для обеспечения прав других граждан. Теперь вопрос - в чем необходимость превентивного изъятия денег по ОСАГО, если есть не связанные с этим пути обеспечить интересы потерпевших в ДТП? (Депозит лишь один из возможных путей) Если необходимости нет, то ОСАГО антиконституционна. | Про депозит я уже сказала, ОСАГО будет дешевле и практичнее его, к тому же на депозит денежек может не хватить. | |||||||||||||||||||||
Ох, Елена, вопросов куча, что-нибудь ответить на них Вы сможете, а вот решить смогут только люди повыше... С уважением Михаил |
Насчет людей повыше – а мы на что? Неужели нельзя структурно изложить свои предложения, обосновать, и в то же РСА направить? | |||||||||||||||||||||
Deus Noxious http://www.auto.ru/wwwboards/insure/0263/77959.shtml Давно терзает вопрос: зачем нужно ОСАГО, если я добровольно застраховал ГО? |
Приветствую, Дело в том, что ОСАГО – это обязательный вид страхования, а ГО – добровольный. Одно другого не заменяет. |
|||||||||||||||||||||
Ameixa http://www.auto.ru/wwwboards/insure/0263/77947.shtml Причина разделения страховой суммы на жизнь и железо. Да еще в таких пропорциях. Только честно, ибо процедура расчета суммы возмещения по здовроью в соответствии с ГК и так известна:-) |
Приветствую,
Так это мировая практика. В США также, только суммы там побольше (20 - 50 тыс. долларов на жизнь и здоровье, 5-10 тыс. долларов на железки). |
|||||||||||||||||||||
Ameixa http://www.auto.ru/wwwboards/insure/0263/77944.shtml Обоснование про 23% и ГК. Это по поводу возврата остатка премии при досрочном расторжении ОСАГО. Премия минус 23%. Остаток делится на 12 и возврат идет за неиспользованные месяцы. В ГК ни про какие 23% не говорится. Это привнесено методичкой РСА, кажется:-) |
Очень правильный вопрос.
Пункт и) статьи 33 Правил страхования предусматривает возможность расторжения договора страхования "в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ", т.е. на основании п. 2 ст. 958 ГК РФ, а в соответствии со ст. 34 Правил страхования, в этом случае часть страховой премии за неистекший период подлежит возврату страхователю. И нигде нет указания на то, что Страховщик имеет право удерживать расходы. Мы уже направили запрос в надзор и РСА с просьбой дать официальные разъяснения, но ответа пока не получили. | |||||||||||||||||||||
Григорий, GrishaTav
http://www.auto.ru/wwwboards/insure/0263/77943.shtml Почему правила ОСАГО лучше, чем у добровольной страховки ГО? Почему страховые компании не хотят принять правила ОСАГО как базу для добровольной страховки? Вообще, принцип "платить всегда" с регрессом на случай нарушения правил страхования - самый лучший вариант для клиента. И ОСАГО - идеальный страховой продукт, если не считать тарифов. |
Григорий,
Спасибо за Ваше мнение. Вы верно отметили основное отличие обязательного страхования от добровольного: принцип «платить всегда» с регрессом на случай нарушения правил страхования. Такой подход более привлекателен для клиента, но более сложен, в том числе и финансово, для страховой компании. Именно поэтому и появляется обязательное страхование, обязательное как для клиентов, так и для страховых компаний, получивших соответствующую лицензию. |
|||||||||||||||||||||
stranger-here http://www.auto.ru/wwwboards/insure/0263/77941.shtml Есть и не один: 1. У меня есть автомобиль, которым пользуется и управляет мой родственник по простой доверенности. Допустим я страхую ОСАГО и включаю его и себя в список. Пошёл срок безаварийной езды (предположительно). Затем я переоформляю этот автомобиль на родственника. Как будет оцениваться его "кредитная" история для дальнейшего использования этого автомобиля в последующие годы ? 2. У меня есть автомобиль. Я его страхую ОСАГО. Затем 3 - 5 лет езжу (Если закон об ОСАГО продержится :)))и продаю. Покупаю новый автомобиль. Тут возможны варианты а) количество лошадей такое же; б) количество лошадей другое. Как будет оцениваться моя "кредитная" история для нового автомобиля ? 3. Я имею автомобиль застрахованный ОСАГО. Три - пять лет не имею страховых случаев. (Опять - если закон об ОСАГО продержится :))) Покупаю другой автомобиль. Страхую ОСАГО. Как будет учитываться стаж для страховой премии второго автомобиля? Тут тоже возможны варианты с разной мощностью двигателей. 4. Я имею автомобиль застрахованный ОСАГО. Три - пять лет не имею страховых случаев. (Опять - если закон об ОСАГО продержится :))) Продаю, уезжаю за границу, через три года приезжаю (так не бывает :), какой дурак сюда вернётся). Покупаю другой автомобиль. Страхую ОСАГО. Как будет учитываться стаж для страховой премии ? Тут тоже возможны варианты с разной мощностью двигателей. Закон об ОСАГО натолько плохой, что можно придумать ещё. С уважением Stranger. |
Коэффициент в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат в предыдущие периоды применяется только при продлении договора страхования. Таким образом, родственнику никак не засчитают «кредитную историю» и Ваша «кредитная история» для нового автомобиля не будет оцениваться. | |||||||||||||||||||||
Юрий, echino77 http://www.auto.ru/wwwboards/insure/0263/77936.shtml 1. Я купил машину и оформил ОСАГО. Насколько я знаю, мне оформят только на год. Через две недели я продаю машину. Мне возвращают деньги за один год минус две недели, или страховка переходит к покупателю? Или, может, мне никто ничего не вернёт, а покупателю придётся покупать страховку заново? |
Пункт и) статьи 33 Правил страхования предусматривает возможность расторжения договора страхования "в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ", т.е. на основании п. 2 ст. 958 ГК РФ, а в соответствии со ст. 34 Правил страхования, в этом случае часть страховой премии за неистекший период подлежит возврату страхователю. | |||||||||||||||||||||
2. Могу ли я купить полис ОСАГО с неограниченным количеством лиц, допущенных к управлению моего автомобиля? Если да, то будет ли это стоить дороже и насколько? Если нет, то это, извините, идиотизм. Я что, не могу попросить друга порулить, если сам пива выпил? | Да, Вы можете купить страховку без ограничения количества лиц, допущенных к управлению (коэффициент 1,5). | |||||||||||||||||||||
3. Правильно ли я понимаю, что если я отъезжу первый год безаварийно, то получу скидку 5% на следующий год, а если будет всего одно ДТП, то накидку 55% на следующий год и 40% на через год? | Да, Вы понимаете все верно. | |||||||||||||||||||||
4. Правильно ли я понимаю, что отъездив безаварийно пять лет и имея на шестой год право аж на 25% скидку, я её потеряю, если сменю автомобиль? | Да, это верно. | |||||||||||||||||||||
5. В соответствии со ст. 8 п. 1 Федерального Закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховые тарифы должны быть экономически обоснованными. Вопрос: существует ли экономическое обоснование тарифов, действующие в настоящий момент? Кем оно проведено и где можно увидеть такое обоснование?
Прошу по возможноти ответить в конференции. С уважением, Юрий. |
На мой взгляд, информация о том, что тарифы должны быть экономически обоснованными имеет декларативный характер, так как устанавливаются они не страховыми компаниями, как в добровольных видах страхования. Похоже, что государство само себе это напоминает, так как в пункте 2 статьи 8 закона указано следующее:
«2. Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.При этом доля страховой премии, применяемая при расчете страховых тарифов и непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может быть менее чем 80 процентов от страховой премии». Вот так... |