Вернуться
Журнал "Турбизнес"

СТРАХОВАНИЕ. ПРОГНОЗ НА ЗАВТРА

№17, декабрь 2004 г.

Как меняется динамика спроса на страховые услуги при поездках в зимнее время в течение последних лет? Что, по вашему мнению, существенно влияет на этот спрос? Относятся ли к этим факторам эпидемии, природные катаклизмы, военная угроза, терроризм? В канун новогоднего праздника не хочется вспоминать "о грустном", но приходится - это нынешние реалии международного туризма.

Татьяна МЕРКУЛОВА, ЗАО "Авикос":
- Зимний сезон традиционно дает скачок страховых случаев. Пострадавшие туристы часто настойчиво просят страховщика организовать досрочное возвращение в Россию и оплатить эти дополнительные расходы, так как отдыхать и путешествовать в инвалидной коляске или с помощью костылей они не рассчитывали.
Однако страховщик в соответствии с текстом договора страхования оплачивает такие расходы в том случае, если есть предписание врача о необходимости немедленной эвакуации. На разъяснение этой позиции страховщика уходит много времени и нервов работников сервисной службы и страховой компании. И только однажды туристка, сломавшая бедренную кость и после оказания медицинской помощи передвигавшаяся по французским городам в инвалидном кресле, с радостью сообщила нам, что очень довольна поездкой. Никогда ранее к ней не относились с таким вниманием и заботой.
Уважаемые сотрудники туристических организаций, пожалуйста, настоятельно советуйте туристам прочесть договор (полис) страхования до начала поездки. Мы все вступили на поле договорных отношений, у каждого из нас есть права и обязанности, и не бывает прав без обязанностей, как и обязанностей без прав!

Марина МЕЛИКЬЯН, "Военно-Страховая компания":
- В отличие от летнего отдыха, когда лидирующими по убыточности направлениями становятся Турция, Египет, Кипр, Испания и т. д., в период зимнего отдыха россиян выделить наиболее убыточные направления достаточно сложно, что связано со спецификой самого отдыха. В зимний сезон россияне в основном выезжают либо на зимние курорты, где занимаются активными видами спорта, например, горнолыжными, либо выезжают в экзотические "жаркие" страны.
Понятно, что оба направления связаны с достаточно высоким риском.
Еще несколько лет назад при поездках за рубеж на зимние курорты страховались только медицинские и медико-транспортные расходы, причем только в те страны, которые требовали предъявления страховки при оформлении визы. Любые дополнительные виды страхования, такие как страхование гражданской ответственности перед третьими лицами или страхование от несчастного случая воспринимались туристами и турфирмами "в штыки". В настоящее время страховая грамотность российского туриста значительно повысилась, он стал разбираться в особенностях каждого страхового продукта, а главное, возросло доверие к страховым компаниям, которые "действительно платят и оказывают обещанную помощь".
Радует и положительная динамика спроса на страховые услуги при поездках на зимние курорты России. Наконец-то наши граждане смирились с тем, что гораздо дешевле приобрести страховку, по которой при необходимости можно получить квалифицированную медицинскую помощь, нежели требовать бесплатного обслуживания в соответствии с полисом ОМС и слышать в ответ что "да мы бы и рады, вот только мест в больнице нет, на необходимые лекарства деньги государство не выделяет, а ухаживать за больными некому, поскольку на такую зарплату никто не хочет идти...". А ведь все эти проблемы мгновенно решаются, когда страховая компания передает в это медицинское учреждение гарантийное письмо на оплату требуемой мед. помощи.
Такие внешние факторы, как эпидемии, природные катаклизмы, военная угроза и терроризм, активность которых, к сожалению, значительно повысилась, оказывают существенное влияние на спрос на страховые услуги. Однако гораздо больше эти факторы влияют на спрос на туруслуги, вызывая огромный отток туристов по какому-либо конкретному направлению.

Дмитрий ШАРЛИКОВ, "Ингосстрах":
- Пребывание на горнолыжном курорте сопровождается повышенным риском, поэтому спрос на страховые услуги у туристов, предпочитающих этот вид отдыха, стабильно высок, но имеет ограничения, связанные с объемом предложений на туристическом рынке. Рост числа выезжающих в предыдущем зимнем сезоне вызвал повышенный спрос на страховые услуги. Существенное влияние на этот спрос оказывали и оказывают как минимум два объективных фактора. К первому можно отнести информированность и повышение страховой культуры туристов, а также наличие собственного опыта, связанного с разрешением ситуаций, требующих оказания медицинской помощи в поездке и необходимости ее оплачивать.
Во-вторых, введение законодательных мер, связанных с обеспечением финансовой защиты туриста во время его пребывания за рубежом, таких как обязательное наличие полиса для получения визы, развитие новых видов имущественного страхования для путешественников. Эпидемии, природные катаклизмы, военная угроза, терроризм изменяют спрос на страховые услуг косвенно, через изменение спроса на туристические услуги.

Алла ЕГОРОВА, "ЛЕКС-Гарант":
- Прослеживается положительная динамика спроса на страховые услуги при зимних поездках. Туристы очень неплохо ориентируются в предлагаемых страховщиками пакетах услуг и выбирают то, что им необходимо, а не только то, что требуется в обязательном порядке. А названные негативные факторы очень многих российских граждан только радуют, так как сразу же снижается стоимость турпакета, и иногда очень значительно.

Елена СКУРАТОВА, "Ренессанс-Страхование":
- В течение последних трех лет динамика спроса на страховые услуги при поездках в зимнее время остается положительной: ежегодный прирост собранной страховой премии по этому виду страхования составил более 40%. Так, за три зимних месяца 2003-2004 г. сумма собранной страховой премии "Ренессанс-Страхования" по страхованию выезжающих за рубеж составила $149 тыс., что на 57,12% превышает показатель аналогичного периода 2002-2003 гг.
Я полагаю, что рост спроса на страховые услуги в значительной степени определятся развитием экономики в стране и соответственно ростом доходов населения, появлением возможности приобрести путевку в кредит. Например, если ранее среднестатистический турист отправлялся отдыхать один раз в год, то сейчас он имеет возможность проводить отдых за рубежом два и более раз в год без ущерба для своего бюджета.

Еще один значимый фактор - повышение страховой культуры населения, объективной предпосылкой к которому послужило вступление в силу 1 июля 2003 г. закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". При всем неоднозначном отношении к этому закону никто не станет отрицать, что он повысил интерес к страхованию в целом, а также осведомленность о возможностях страхования в обществе.
Кроме того, важным фактором является положительный страховой опыт, информация о котором передается из уст в уста. Что касается эпидемий, катаклизмов и терроризма, то для российских туристов это не причины для отказа от отдыха, скорее стимул более внимательно относиться к планированию отдыха и выбору страховой защиты.

Алла БЕРСОН, "РЕСО-Гарантия":
- В последние годы спрос на страхование туристов, в том числе в зимнее время, значительно возрос. На спрос влияют не столько различные внешние факторы (природные катаклизмы, военная угроза), сколько повышение страховой культуры российских граждан и отечественных турфирм.
Сейчас можно говорить о том, что конкуренция на рынке страхования туристов не ведет к демпинговым ценам, а настраивает компании на комплексное и качественное решение задач страховой защиты путешественников. Многие туристические компании поняли: чтобы сохранить клиента, необходимо обеспечить должную защиту его здоровья на отдыхе.

Александр ШВАБ, "РОСНО":
- Меняется не динамика спроса на страховые услуги, а география и сезонность поездок наших граждан на отдых за рубеж, что мы и отслеживаем по колебаниям продаж страховых полисов нашими партнерами - туристическими фирмами. Наблюдается стабильная тенденция к выравниванию, наблюдавшаяся на заре "открытого общества", четкой сезонности пиков продаж полисов при сохраняющемся общем росте продаж.
Одна из причин, по нашему мнению, это общий рост доходов населения, что постоянно поддерживает традиционные направления и создает летний пик поездок. В то же время существенными факторами становятся более напряженный рабочий график у наиболее активной и обеспеченной части населения. Нет возможности "гулять" длительные отпуска в традиционное "время отпусков", зато есть возможность в любое время года найти место для отдыха с наиболее подходящими условиями.
Заметное снижение потоков российских туристов возможно только при прямых запретах посещения территорий из-за эпидемий, природных катаклизмов, военных угроз и, как следствие, ухода с этих направлений крупных операторов. Если этого нет, то повышенный риск наши граждане компенсируют снижением затрат на отдых.
Терроризм же - явление непредсказуемое, от него нельзя уберечься, даже никуда не уезжая. В остальном показателен недавний теракт в Египте: почти пятая часть туристов продолжила отдых, а большинство вернулось по материальным причинам - не было вещей и денег для продолжения отдыха.

Татьяна ХИМИНА, "РУКСО":
- Наблюдается ежегодная устойчивая тенденция увеличения спроса на 10-12%. Мы полагаем, что основными факторами являются, во-первых, обязательное наличие страхового полиса для получения визы на въезд в страны, где наиболее развит горнолыжный туризм (за исключением Турции), а также то, что вероятность несчастного случая, получения травмы достаточно велика.
В настоящее время эпидемии, природные катаклизмы, военные действия являются исключениями из страхового покрытия, как и террористические акты. Однако в этом году "РУКСО" вступила в Российский антитеррористический страховой пул, поэтому включение данного риска теперь становится возможным, и мы ведем работу в этом направлении.

Людмила ЛИСИНА, "Спасские ворота":
- Безусловно, чрезвычайные обстоятельства приводят к сокращению спроса на страховые услуги в связи с уменьшением потока выезжающих в страны с указанными факторами риска. В то же время появился спрос на программы, предоставляющие страховую защиту в связи с риском эпидемий и терактов - это компенсационное страхование от несчастных случаев, страхование от невыезда и прерывания поездки и др.

Михаил ЧЕЛПАНОВ, "УралСиб":
- Рынок очень динамично реагирует на все, даже незначительные на первый взгляд события. Но реалии таковы, что страхование становится нормой жизни и составляющей не только туристического, но и других видов бизнеса.

Людмила ЕВДОКИМОВА, "Цюрих-Русь":
- Спрос на страховые услуги напрямую зависит от состояния туристического бизнеса на данный момент времени, а он, в свою очередь, связан и с политической обстановкой, и с эпидемиологическим состоянием регионов, и со случаями терактов.
Так, вспышка атипичной пневмонии в Китае снизила на какое-то время поток туристов в этот и близлежащие регионы. Однако проведение государством соответствующих мер по профилактике и лечению этого заболевания позволило изменить ситуацию к лучшему, и потоки туристов восстановились.
Посещение святых мест в Израиле паломниками четко регламентируется маршрутом, который должен обходить все опасные места, связанные с военными действиями, а также города, где участились случаи терактов.
Страховщик должен обладать полной информацией о маршрутах турпоездок и о внутреннем положении в стране.
В своей работе мы пользуемся так называемым рейтингом государств, а также отдельных регионов по уровню безопасного туризма. Особенно важно иметь перечень государств и регионов, которые нежелательны для посещения туристов или даже опасны. Только на основании такого рейтинга, который должен постоянно отслеживаться, страховщик может грамотно и профессионально оценить риск любой поездки за рубеж.


Рубрику ведет Елена БОРИСОВА

  Все права на данный материал принадлежат журналу "Турбизнес".



Hosted by uCoz