Вернуться
СТРАХОВАНИЕ ОН-ЛАЙН В РОССИИ
Елена Скуратова
Источник информации:
РОЦИТ (Российский Центр Интернет-Технологий)


Статистика
По данным агентства monitoring.ru, опыт использования интернет-магазинов в РФ имеют около 1 млн. человек, причем около 250 тыс. человек покупали товары и услуги через сеть за последние три месяца не менее 4-х раз.
Еще около 500 тыс. человек являются потенциальной аудиторией интернет-магазинов, готовы приобщиться к интернет-покупкам под влиянием друзей, окружения.
Данные исследований показали, что не менее 70% человек, совершавших интернет-покупки, намерены продолжать это делать в дальнейшем.
Интерес в страховом сообществе к онлайновым продажам закономерен. Их несомненные преимущества - это большой охват потенциальных клиентов, работа 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, расходы на продавцов, если и есть - минимальны, способ получения информации оптимальный.
Кроме того, онлайновые продажи ведут к снижению издержек (на аренду помещения, комиссионное вознаграждение и др.), они предполагают, что клиенты лояльны компании, а не отдельному продавцу, который может уйти и т.д.
Среди минусов этого канала продаж называют значительные первоначальные вложения в проект, а также сроки возврата инвестиций.

Использование интернет как канала продаж
Тем не менее, далеко не все страховые компании спешат воспользоваться преимуществами интернет-продаж. И причины этого явления можно разделить на внутренние и внешние.
Среди внешних причин называют сравнительно небольшое количество пользователей интернет в РФ, несовершенство системы онлайновых платежей, то, что невысокий процент пользователей интернет имеют возможность оплаты услуг кредитной картой.
Также, говоря о внешних причинах, упоминают как важный момент тот факт, что для широкого использования электронной цифровой подписи еще не пришло время.
Хотя закон об электронной цифровой подписи (ЭЦП) был принят 10 января 2002 года, налицо низкая психологическая готовность потребителей данной услуги, не отработаны внешние механизмы использования ЭЦП, в том числе отсутствуют лицензированные сертификационные центры, которые будут закреплять за гражданином право на электронную подпись и другое.

К внутренним причинам можно отнести следующее:

  1. в РФ недостаточно специалистов, которые разбираются как в страховании, так и в Интернет-технологиях.
    Обычно наблюдается "крен" в какую-то одну сторону: либо за интернет-проект отвечает IT со всеми вытекающими отсюда последствиями, либо маркетинг, либо продавцы. Также не редкой является ситуация, когда персонал, отвечающий за онлайновые продажи, сидит на двух стульях, т.е. является сотрудником одного из функциональных подразделений компании и дополнительно "занимается Интернетом".
  2. Для развития интернет-продаж необходим полнофункциональный интернет-магазин, бизнес-процессы, оптимизированные под этот вид сервиса и продаж, внедренная методология работы и т.д.
    Полнофункциональный интернет-магазин требует серьезных вложений плюс понимания специфики e-бизнеса. Если же сайт сделан студентом "на коленке", наивно ждать от него значительного эффекта.
    Те очень немногие компании, которые соответствуют этим требованиям, могут гордиться темпами роста интернет-продаж, а также увеличением их доли в общем объеме продаж компании.

Самым важным вопросом является не "как?", а "для чего и для кого предназначен проект?". Как позиционирует себя компания в Интернет? Для чего она использует этот канал продаж? На какого клиента он ориентирован?

Сравнительная характеристика интернет-проектов
Определим критерии, по которым мы будем ранжировать интернет-магазины страховых компаний:

  1. наличие отдельной бизнес-единицы, в функционал которой входит разработка и обслуживание интернет-магазина, а также ведение интернет-продаж;
  2. количество страховых продуктов, продажа которых происходит в режиме он-лайн;
  3. возможность оплаты в режиме он-лайн;
  4. доставка полисов клиентам;
  5. удобство навигации (по 10-балльной шкале).

Ренессанс-Страхование, www.renins.com

Сайт прекрасно оформлен, но разобраться, как попасть в интернет-магазин, непросто. Немного освоившись с меню, понимаешь, что интернет-магазин RENINS.COM является порталом, объединяющим мини-сайты, посвященные автострахованию, добровольному медицинскому страхованию, страхованию имущества и ответственности физических лиц, страхованию выезжающих за рубеж и страхованию от несчастного случая.
Спектр страховых программ, которые можно купить и оплатить в режиме он-лайн, здесь самый широкий в страховом Рунете.

Всего можно приобрести в он-лайн 21 страховую программу по таким видам страхования, как:

  1. добровольное медицинское страхование (10 программ, в том числе 2 программы для юридических лиц);
  2. автострахование (программа страхования автогражданской ответственности);
  3. страхование выезжающих за рубеж (программы "Годовая бизнес-карта" и "Разовый полис");
  4. страхование от несчастных случаев (5 программ);
  5. страхование имущества и ответственности физических лиц (программы страхования квартиры, страхования дачи, страхования общегражданской ответственности).
Кроме того, в режиме онлайн можно рассчитать стоимость и отправить запрос по условиям страхования еще по 9 видам страховых продуктов, таким как автострахование (автоКАСКО, т.е. ущерб+угон), а также тем страховым программам, которые пользуются популярностью у компаний. Это программы страхования грузов, страхования машин от поломок, строительно-монтажного страхования и другие.

В интернет-магазине Группы Ренессанс Страхование клиент может выбрать один из трех вариантов оплаты страхового полиса:

  1. по кредитной карте через систему Cyberplat;
  2. в офисах Сбербанка РФ по квитанции, которая распечатывается с сайта;
  3. наличными в офисе компании.
При выборе 1-го или 2-го варианта оплаты организуется бесплатная доставка полисов курьерской службой.

Проект RENINS.COM учитывает ожидания посетителей со средним, средним высоким и высоким уровнем дохода, предлагая спектр программ различной ценовой стоимости.

РОСНО, www.rosno.ru
Современный дизайн сайта и четкая структурированность делают удобным путешествие по нему. В центре интернет-продаж все продукты можно увидеть сразу на страховой витрине.
В центре интернет-продаж компании РОСНО представлены 18 страховых программ, которые можно купить в режиме он-лайн, по таким видам страхования, как:

  1. автострахование (страхование автогражданской ответственности, страхование КАСКО (ущерб+угон), "помощь на дорогах");
  2. страхование имущества (5 программ);
  3. страхование жизни и здоровья (1 программа страхования от несчастных случаев, 3 медицинских программы);
  4. страхование для путешественников (5 программ);
  5. страхование ответственности (страхование гражданской ответственности квартиросъемщика).

В центре интернет-продаж компании РОСНО клиент может выбрать один из четырех способов оплаты страхового полиса:

  1. Оплата наличными курьеру (только Москва)
  2. Оплата при помощи кредитной карты
  3. Оплата при помощи системы Яндекс. Деньги
  4. Оплата наличными в отделении Сбербанка
  5. Оплата наличными в офисе РОСНО.

Спасские ворота, www.svinsurance.ru
Первая страница сайта компании "Спасские ворота" не несет никакой смысловой нагрузки, только нажав на кнопочку "Вход" или подождав автоматического перехода несколько секунд, попадаешь на страницу, где можно сориентироваться, куда направляться дальше.
На центральной странице интернет-магазина представлен список предлагаемых программ, а также описаны процедуры покупки, продажи и получения страховых полисов.
В интернет-магазине компании "Спасские ворота" продается 5 страховых программ в режиме он-лайн по следующим видам страхования:

  1. Страхование жизни и здоровья (программы страхования при поездках за рубеж, добровольного медицинского страхования, страхования от несчастных случаев)
  2. Страхование имущества (программы страхования имущества граждан, страхования автомобилей, страхования гражданской ответственности автовладельцев)
Можно выбрать такие способы оплаты:
  1. наличными в представительстве компании;
  2. в отделениях Сберегательного Банка и Банка Москвы;
  3. по универсальной карте "Рапида".
Полис можно получить:
  1. с курьером, если Вы живете в Москве в пределах МКАД и стоимость Вашего полиса превышает 99 у.е.;
  2. в любом представительстве компании;
  3. распечатав страховое свидетельство и другие необходимые документы на сайте, если Вы оплатили полис безналичным путем.

Альфастрахование, www.alfastrah.ru
У Группы "Альфастрахование" сайт выглядит современным, четко структурированным.
Разочарование наступает, когда, попав на страницу с предложением купить полис, выясняешь, что на сайте предоставлена только возможность оформить заявку на покупку страхового полиса.
Такая возможность представлена по следующим видам страхования:

  1. автострахование (ГО, КАСКО (ущерб + угон);
  2. страхование квартиры;
  3. страхование дома, дачи;
  4. страхование от несчастного случая;
  5. медицинское страхование;
  6. страхование туристов;
  7. страхование грузов.
Затем, как написано на сайте, сотрудник компании связывается с клиентом. Возможности оплаты в режиме он-лайн не предусмотрено. Неясно, придется ли ехать в офис за полисом, либо приедет агент или курьер. Предусмотрена возможность вызова агента.

РЕСО-Гарантия, www.reso.ru
Сайт компании РЕСО-Гарантия выдержан в корпоративных цветах: белый и зеленый. Немного неудобно, что при каждом заходе или возвращении на центральную страницу появляется всплывающее окошко с новостями.
На центральной странице сайта указывается возможность вызова агента и расчета стоимости таких программ, как:

  1. автострахование (расчет стоимости КАСКО (ущерб + хищение) для отечественных автомобилей (включая Daewoo Nexia) и автомобилей иностранного производства (за исключением Daewoo Nexia), страхование автогражданской ответственности, "Зеленая карта");
  2. страхование путешественников;
  3. страхование имущества (страхование квартир - "Домовой", страхование индивидуальных жилых строений - "Загородный дом").
После получения данных о стоимости можно отправить с сайта письмо с полученными данными расчета и контактной информацией.
Возможности заполнения заявления на страхование и оплаты страховки в режиме он-лайн не предусмотрено.

Ингосстрах, www.ingos.ru
Вход в интернет-агентство компании "Ингосстрах" находится на центральной странице сайта.
Информация четко структурирована, правда, не объясняется, возможно ли купить полис в режиме он-лайн, либо только заказать его.
Выяснять это приходится пробным путем и получается, что интернет-агентство страховой компании "Ингосстрах" предусматривает возможность в режиме он-лайн рассчитать стоимость и заказать доставку 3 программ:

  1. Ингос-тур (страхование выезжающих за рубеж);
  2. Ингос-авто (страхование автогражданской ответственности);
  3. Ингос-комби (страхование автотранспорта).
Оговорена доставка полисов Ингос-авто и Ингос-комби курьером, но при этом скидка, которую Вы получили при обращении через интернет, отменяется.

Результаты исследования представлены в виде таблицы:
Компании1)*2)*3)*4)*5)*
Альфастрахованиеда0нетнет7
Ингосстрахнет*0нетпри заказе с доставкой полис без скидки6
Ренессанс Страхованиеда21естьесть9
РЕСО-Гарантияда0нетнет8
РОСНОда18естьесть10
Спасские ворота?5естьда, если полис дороже 99 у.е.6

  • 1)* - наличие отдельной бизнес-единицы, в функционал которой входит разработка и обслуживание интернет-магазина, а также ведение интернет-продаж
  • 2)* - количество страховых продуктов, продажа которых происходит в режиме он-лайн
  • 3)* - возможность оплаты в режиме он-лайн
  • 4)* - доставка полисов клиентам
  • 5)* - удобство навигации
  • нет* - упомянутая нами структура, когда персонал сидит на двух стульях

Выводы
Сайт страховой компании нужен? Да. Если он есть, почему там не должно быть приобретения полиса в он-лайне?
Технически это не так трудно организовать. Так почему многие компании так и не выработали мнения по отношению к этому вопросу?
У компаний-лидеров интернет-страхования уже давно нет сомнений по этой теме.
По словам руководителя отдела интернет-проектов "Группы Ренессанс Страхование" Андрея Радюшина, компания намерена и в дальнейшем придерживаться выбранной стратегии использования передовых интернет-технологий в страховании и расширения спектра услуг, предоставляемых в режиме он-лайн.
Так что же мы хотим от онлайнового страхования? Чтобы полисы продавались активнее, чем в оффлайне? Никто не отрицает такой возможности, но не сейчас, а в обозримой перспективе, так как темп развития общества, темп внедрения технологических новшеств зависит от причин психологического и экономического характера.
А на данный момент главным является то, что, заходя на сайт, клиенты, которые сегодня еще не готовы совершать покупки в интернет, видят, что на сайте можно купить полис, и, уходя, могут вспомнить об этом завтра и вернуться.



Hosted by uCoz