ФОРС-МАЖОР НА НАШУ ГОЛОВУ №3, 17-23 января 2005 г. Алена ДМИТРОВСКАЯ Форс-мажор освобождает стороны от всех принятых на себя обязательств. Значит ли это, что если на курорте произошло землетрясение и поездка сорвалась, вы теряете деньги? Как показало наше расследование, форс-мажорные обстоятельства вы все же можете использовать для защиты своих интересов. Даже в безвыходной на первый взгляд ситуации у туристов есть шанс вернуть пусть и не все вложенные в несостоявшийся отдых деньги. Что для этого нужно? Обладать достоверной информацией о своих правах, об обязательствах, которые берут на себя российские турфирмы, страховые компании и принимающая сторона, а также иметь четкий алгоритм поведения в форс-мажорных обстоятельствах. ДОГОВОР Обычно стандартный пакет услуг включает перелет, проживание, медицинскую страховку (турфирма выступает как посредник между туристом и страховой компанией), возможно, экскурсии. До тех пор, пока никаких инцидентов не происходит: виза оформляется вовремя, место в самолете соответствует билету, на курорте туриста встречает гид, размещает в заранее оговоренном отеле и т.д., - об этой строке договора обычно никто не вспоминает. Представим себе иное развитие событий. Турист заранее забронировал номер в отеле, оплатил тур. И вдруг поступает сообщение, что в предполагаемом месте отдыха произошло землетрясение. Турист, опасаясь за свою жизнь, отказывается лететь. А туроператор настаивает, что готов выполнить все взятые на себя обязательства. И чартерный рейс не отменяется, и отель цел и принимает отдыхающих. Получается, что оператор соблюдает условия договора, а турист, отказываясь от поездки, разрывает соглашение в одностороннем порядке. Могут ли получить назад свои деньги туристы, отказавшиеся отдыхать в зоне бедствия в Юго-Восточной Азии? Мнение Ирины ТЮРИНОЙ, руководителя пресс-службы Российского союза туриндустрии: "У сдавших путевку на курорты Юго-Восточной Азии по большому счету только два варианта. Первый - перенести поездку на более поздний срок. Второй - выбрать другое направление. Если билеты совпадают по стоимости, то доплачивать ничего не нужно. А вот если туриста не устраивает ни другой курорт, ни другое направление, то тогда он делает себе хуже". По закону туроператор может деньги за несостоявшуюся поездку не возвращать, если подтвердится, что с ним не расплатились отель или авиакомпания. В этом случае клиент может рассчитывать на возврат 10% стоимости путевки. На страховку тоже надеяться не стоит, поскольку стихийное бедствие -- это не страховой случай. Учитывая все это, в Российском союзе туриндустрии категорически рекомендуют туристам прислушаться к советам и предложениям турфирм и не ждать возврата денег. Вернуть деньги через суд - дело долгое, хлопотное и сложное. Кроме того, суд может присудить клиенту еще меньше денег, чем предлагает фирма, то есть меньше 10%. Кстати, следует знать: в соответствии с Условиями аннуляции соглашения размер штрафных санкций колеблется от 10% стоимости тура (если турист объявил об отказе за 19 -- 21 день до вылета) до 100% (если отказ поступил за 4 и менее дней до поездки). Однако не все так безнадежно, и эту ситуацию можно грамотно использовать для получения компенсации. В юридическом агентстве "Персона Грата" нам сказали, что в худшем случае турист получит сумму, эквивалентную вознаграждению компании за проданный тур (поскольку основные средства уже потрачены на номер в гостинице и авиабилет). Для этого нужно апеллировать к "существенному изменению обстоятельств договора". Получение более весомых сумм зависит от нюансов взаимоотношений российского оператора и его зарубежного партнера. Если в договоре прописано, что при наступлении форс-мажорных обстоятельств ответственность берет на себя принимающая сторона, оператор получает 100-процентную компенсацию за выкупленные, но не использованные гостиничные номера. И, в свою очередь, возвращает эти деньги клиентам (за вычетом 5%, уже потраченных на текущие расходы). Конечно, вместо денежной компенсации туристу могут предложить перенести дату вылета на более поздний срок, но он имеет право требовать компенсацию. События развиваются подобным образом и в том случае, если отель, где должен был разместиться турист, разрушен. Таким образом, часть средств - за проживание - получить вполне реально. Но оговоримся еще раз: в том случае, если договор оператора и принимающей стороны предполагает подобную компенсацию. ПРОЖИВАНИЕ Но что же делать, если такой строки в договоре действительно нет? В этом случае гарантировать возврат денег никто не может. Все зависит от конкретной обстановки, настойчивости наших операторов, доброй воли и заинтересованности принимающей стороны в продолжении отношений. Директор по туризму компании "Спектрум" Наталья ПЕТРЕНКО считает, что решение вопроса о компенсациях связано в том числе и с тем, насколько страна зависит от туриндустрии. Например, по данным WTTC World Report 2004, в Таиланде на туризм приходится 12,2% от ВВП, в Индонезии - 10,3%, а на Мальдивах - 74%. В туротрасли в Таиланде занято 8,9% населения, в то время как на Мальдивах - 64,4%. Если Мальдивы расплатятся со всеми туристами, которые побоялись вылететь на острова, экономика страны просто рухнет. Поэтому неудивительно, что в отличие от Таиланда Мальдивы не торопятся возвращать деньги. К тому же Мальдивы - островное государство. Острова разбросаны на сотни километров друг от друга. На некоторых из них о стихии узнали только из СМИ. Естественно, отели там не пострадали. Но многие наши туристы побоялись лететь и туда. Поэтому ситуация с компенсациями сложная. Ежедневно власти Мальдив вывешивали на официальном сайте информацию о состоянии отелей. "Гостиницы, которые не могли принимать гостей, должны выплатить компенсацию, - считает Наталья Петренко. - Что же касается отелей, которые не пострадали от цунами, то здесь все зависит от доброй воли принимающей стороны и от того, насколько успешно проведут переговоры наши операторы". Вообще взаимоотношения с партнером играют немаловажную роль. Если стороны работают вместе давно, если российский оператор обеспечивает принимающей стороне постоянный поток туристов, то потери от компенсаций - капля в море по сравнению с тем, что зарубежная компания или отель могут потерять, испортив отношения с нашей фирмой. Поэтому клиенты опытных компаний, не один год работающих на рынке, имеют гораздо больше шансов получить свои деньги, чем те, кто воспользовался услугами начинающей фирмы. |
ПЕРЕЛЕТ Так что в случае чартера сыграть на руку туристу могут только неточности в договоре на организацию перелета. Иная ситуация с регулярными рейсами. Эти билеты можно сдать, а значит, вернуть деньги. Исключение - новогодние и рождественские туры: стоимость этих авиабилетов даже на регулярные рейсы авиаперевозчик не возвращает. СТРАХОВКА Общие основания для освобождения от выплаты страхового возмещения и страховой суммы изложены в статье 964 Гражданского кодекса РФ. В ней указано: страховая компания освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, если страховой случай произошел вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения; военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий; гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок, если иное не предусмотрено договором. Но кроме этих ограничений могут вводиться и дополнительные, такие как форс-мажор, стихийные бедствия и т.п. Так, применительно к ситуации в Юго-Восточной Азии отдельные страховые компании не признавали страховыми случаи, явившиеся последствием стихийного бедствия. Но по условиям страхования крупных страховщиков, таких как Ингосстрах, Ренессанс Страхование, РОСНО, людям, пострадавшим в результате стихийного бедствия в этом регионе, была оказана экстренная медицинская помощь. Стандартная медицинская страховка страховыми случаями признает "внезапное заболевание, требующее неотложного медицинского вмешательства, несчастные случаи" (под ними подразумевается "внезапное кратковременное внешнее событие, повлекшее за собой травму, иное расстройство здоровья или смерть"). Лечение хронических заболеваний такая страховка не покрывает. Не действует она и в случае стихийных бедствий, землетрясений, военных действий и других чрезвычайных обстоятельств. Это подтвердила нам и начальник отдела продаж управления страхования путешественников компании "Ингосстрах" Лариса АНТОНОВА: "Стихийные бедствия и их последствия, эпидемии, метеоусловия страховыми случаями не являются". Туристам, пострадавшим в результате катаклизма, оказывают бесплатную помощь МЧС и другие госслужбы, вылетевшие на место трагедии. Не спасет туристов, которые опасаются лететь на отдых из-за, например, наводнения, и страховка от невылета - она покрывает только случаи болезни, смерти близких. Однако у туристов, оказавшихся в районе стихии, есть один способ получить страховку: застраховать свою жизнь. Как рассказала экономист отдела страхования жизни компании "Ингосстрах" Елена ФРАНЦУЗОВА, стандартная страховка жизни действует на территории всего мира, а не отдельно взятой страны. Поэтому если российский турист оформляет такой страховой полис на год, в течение этого времени отправляется в путешествие, где его, к несчастью, застает, например, тайфун, он имеет право на 1,5% от страховой суммы. ПРАВО НА КОМПЕНСАЦИЮ
Если при наступлении
форс-мажора турист отказывается от поездки, он имеет право
на:
КАК ПОПАСТЬ ДОМОЙ А уже отправку на родину берет на себя оператор. Правда, с организацией экстренных рейсов есть определенные сложности. Например, нужно как минимум сутки, чтобы запросить и получить коридор полета. Поэтому зачастую первыми в зоне бедствия оказываются чартеры не турфирм, а МЧС. Менеджер столичного турагентства (свое имя он просил не
указывать): "Некоторые операторы заявляют, что ничем не могут помочь
туристам, которых стихийное бедствие застало на отдыхе. Они ссылаются на
то, что чартерные рейсы имеют строгое расписание - могут вылететь только в
определенные, заранее оговоренные день и час. И возлагают всю
ответственность за эвакуацию своих клиентов на власти России и МЧС. Но это
только отговорки. У крупной компании всегда есть возможность поднять
экстренный чартер. Если ее клиентов в зоне бедствия не так много,
несколько операторов могут консолидироваться и направить один борт от
нескольких фирм".
Все права на данный материал принадлежат журналу "Огонек". |