Методика оценки сайтов
|
Для построения рейтинга интернет-сайтов страховых компаний мы выделили три основных
характеристики: качество сайта, информация о компании, информация о продаваемых
продуктах. Каждая из рассматриваемых характеристик содержит ряд описывающих ее
показателей.
Качество сайта: удобство восприятия представленной информации, дизайн сайта,
соответствие названия сайта названию компании, узнаваемость сайта в
поисковой системе (Yandex).
Информация о компании: контактные данные (общие и с детальной разбивкой), обновляемые
новости, показатели деятельности компании
|
(формы официальной бухгалтерской отчетности,
статистические показатели), участие компании в различных публикациях и "рейтингах".
Информация о продаваемых продуктах: характеристика продукта, применяемые тарифы,
возможность расчета страховой премии ("страховой калькулятор"), наличие
важной сопутствующей информации.
По каждому из приведенных показателей была произведена экспертная оценка,
и в случае соответствия критериям присваивался ранг 1. Итоговый рейтинг был
получен путем суммирования рангов для всех показателей.
|
|
даже до 13, как в компании РОСНО. За
счет максимальной стандартизации полисов этим двум компаниям удалось отказаться от осмотра
страхуемых объектов в страховании имущества и осмотра человека в добровольном медицинском
страховании. При этом в интернет-продажах ограничивается максимальная страховая сумма (так,
при страховании квартир и дач в РОСНО максимальная страховая сумма составляет 30 тыс. долларов)
и вводятся удельные веса для различных элементов объекта страхования.
Еще одним препятствием, стоящим на пути страховых интернет-магазинов, является электронная система
оплаты покупаемого страхового полиса. Во-первых, в нашей стране не так много граждан, имеющих
кредитные карты систем VISA, EuroCard/MasterCard, Diners Club или JCB,
|
индивидуальным продуктом и практически не подлежит стандартизации.
Так, в большинстве случаев требуется не только заполнение достаточно объемной формы,
но и осмотр объекта страхования. Поэтому на всех без исключения сайтах число страховых продуктов,
предлагаемых в режиме on-line, очень ограничено:
страхование автогражданской ответственности, страхование выезжающих за рубеж,
реже - добровольное медицинское страхование. Остальные же полисы, включая страхование дач, квартир,
автотранспорта и иного имущества, подразумевают непосредственный осмотр объекта.
И здесь "прорыв" вряд ли возможен: слишком велика опасность мошенничества, страхования уже
поврежденных объектов.
Через Интернет можно продавать либо два-три стандартных продукта, либо полисы, специально
трансформированные под интернет-продажи. В этой связи хотелось бы отметить, что разные страховщики,
создавая сайты, ставят перед собой изначально различные задачи, соответствующие этим возможностям:
либо открытие дополнительного канала продаж, либо начало нового бизнеса.
О первом подходе говорит заместитель начальника управления системно-технического обеспечения
компании "Ингосстрах" Сергей Олесюк: "Первоочередной задачей, поставленной перед нами,
было создание качественного продуктивного канала продаж, существующего параллельно с прямыми
продажами в офисе и агентскими продажами. Именно параллельно, а не конкурентно.
Наша компания пошла по пути расширения удобства распространения продуктов, а не по
пути расширения спектра самих продуктов".
По мнению специалистов компании "Гефест", у страховой компании "существуют две задачи:
создать качественную имиджевую интернет-визитку компании и отработать технологии онлайновых продаж.
Однако достаточно посмотреть прогнозы динамики прироста интернет-аудитории до 2010 года и
успокоиться. Ожидать большого бизнеса в Интернете пока не приходится. Поэтому гораздо больше
пользы сегодня можно получить от полноценного информационного интернет-ресурса".
|
Интернет-страхование должно быть лишь дополнительным сервисом для клиентов.
Как сказали в одном из интервью менеджеры компании "Интеррос-Согласие",
"если хотя бы один потенциальный клиент компании намерен приобрести полис через Сеть,
необходимо предоставить ему такую возможность".
Второй подход к интернет-страхованию пропагандирует пионер виртуального страхования в России -
группа "Ренессанс Страхование". По мнению Андрея Радюшина, руководителя отдела интернет-проектов
этой компании, "выделение интернет-проекта в самостоятельную структуру вполне оправданно:
такой новый и очень специфический бизнес, как интернет-страхование, не должен стопроцентно
пересекаться с классическим страхованием и продажей продуктов. Для многих уже сейчас группа
'Ренессанс Страхование' и renins.com не всегда воспринимаются как одно и то же.
Нам кажется, что то, что можно продать в Интернете, нельзя продать никаким другим способом".
Начальник управления интернет-страхования компании ВЕСтА
Елена Скуратова тоже считает, что продажа
полисов через Интернет предполагает видоизменение традиционных страховых продуктов или
создание новых:
"Через Интернет можно и нужно продавать стандартизированные и учитывающие
специфику аудитории продукты. При этом "стандартизированные" означает не простые продукты, а
продукты с жестко прописанными общими и индивидуальными условиями страхования, перечнем рисков
и объектов, подлежащих страхованию, лимитами ответственности, франшизами и т.п.
Специфика же интернет-аудитории должна учитываться при разработке тарифной политики".
Согласно такому подходу, к интернет-продажам можно "приспособить" и такие сложные виды страхования,
как страхование домашнего имущества, квартир, дач и автомобилей. Общее число продаваемых через
Интернет типов полисов можно увеличить до девяти, как в группе "Ренессанс Страхование",
|
необходимых для того,
чтобы воспользоваться платежной системой Cyberplat.
Во-вторых, в нынешних условиях далеко не каждый счастливый обладатель карты рискнет воспользоваться
электронной системой платежей. Ведь, по мнению большинства, риск при посылке по электронной почте
номера своего банковского счета, а вместе с ним и pin-кода достаточно велик. В связи со всеми
этими причинами страховые интернет-магазины, по-видимому, еще не очень скоро наберут обороты и
станут популярными.
В-третьих, некоторые мировые тенденции, возникшие в последнее время, тоже не свидетельствуют в
пользу страховых интернет-продаж. Так, недавно компания Priceline.com и страховая компания
W.R.Berkley объявили о том, что не собираются в дальнейшем заниматься развитием онлайн-страхования
автомобилей. По их мнению, из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка новый проект изначально не имел
шансов на успешное функционирование.
Говоря об интернет-страховании, необходимо отметить еще несколько проектов, связанных с
продвижением технологий В2В. В настоящее время разрабатываются на идеологическом уровне и
создаются перестраховочные интернет-биржи. На данный момент в онлайн-режиме заключить договор
перестрахования можно на сайте компании "Находка Ре" (www.nakhodka-re.ru).
Разработку системы интерактивного перестрахования ведет и перестраховочное общество "Азиятранс Ре".
Кроме того, существуют интернет-проекты сотрудничества страховщиков с турфирмами.
Так, группа "Ренессанс Страхование" в конце прошлого года запустила новый проект
travel.renins.com, направленный на продвижение программы комплексного страхования туристов,
выезжающих за рубеж. А в феврале текущего года "Ингосстрах" и компания "Амадеус"
завершили разработку совместного проекта "Страхование через "Амадеус" по организации продаж
страховых полисов в режиме on-line турфирмам для выезжающих за границу граждан.
|