КАК КУПИТЬ ЭЛЕКТРОННЫЙ
ПОЛИС
№35, 10-16 ноября 2003
г.
Виктория Завьялова
Интернет. С июля по октябрь этого года
страховщики реализовали около 5 млн полисов "автогражданки". Немалая доля
этих продаж была осуществлена через "глобальную паутину".
Среди пользователей Интернета наибольшей популярностью
всегда пользовалось автострахование. В последнее время, по словам
специалистов, у частных лиц появился интерес и к другим услугам. Спрос
стимулирует удобство приобретения полиса через сеть. Познакомиться с
условиями договора, заполнить электронный бланк заявки и получить
информацию о стоимости - все это можно сделать в режиме on-line. Клиент по
желанию оплачивает услуги через банк, с помощью пластиковой карты или в
офисе страховщика. Кстати, при заказе полиса через сеть большинство
компаний предоставляет 5-10-процентную скидку.
Сайт для ленивого.
Наибольший список
страховых продуктов на своих web-ресурсах сегодня предлагают "РОСНО",
"Спасские ворота", ВСК, "Отечество", группа "Ренессанс-Страхование" и
некоторые другие компании. По словам специалистов "Ренессанс-Страхования",
на полисы КАСКО и ОСАГО приходится почти 40% продаж компании. Тем не
менее, как считает заместитель начальника отдела интернет-проектов
"Ренессанс-Страхования" Елена Скуратова, этот показатель постоянно
снижается: у потребителей растет интерес к другим видам услуг.
Однако
для покупки некоторых полисов клиенту требуется более индивидуальный
подход, чем при приобретении стандартной "автогражданки". В Интернете
невозможно оформить заявку на долгосрочное страхование жизни и включить в
него некоторые риски, выбранные клиентом самостоятельно. Поэтому
потребителю, который заинтересован в покупке индивидуального продукта,
лучше довериться страховому агенту.
Еще одна проблема - некоторые
недостатки самих web-ресурсов. На семинаре Российского общественного
центра интернет-технологий генеральный директор Positive PR Agency Татьяна
Герасимюк отметила несколько типичных ошибок, которые совершают
страховщики. По ее словам, некоторые компании не указывают на главной
странице сайта ссылки на свои интернет-магазины. Клиент может не найти ее
и отказаться от оформления заявки. Кроме того, на большинстве порталов
нельзя сразу оплатить полис.
Электронные риски.
Некоторые компании, давно
"окопавшиеся" в сети, предоставляют возможность оформить заявку
практически на все виды страхования. Широкий спектр продуктов представлен
на web-ресурсе "РОСНО". Там можно приобрести практически все - начиная от
"автогражданки" и медицинской помощи до полисов страхования квартиры и ее
внутренней отделки. Сайт компании предлагает купить даже полис для
дайверов, предусматривающий покрытие всех медицинских и транспортных
расходов, включая лечение в гипербарических центрах. А очень занятые люди
могут воспользоваться специальной программой страхования имущества - без
его осмотра и предварительной описи.
На сайте
компании "НИКойл-Страхование" - бывшей "Промышленно-страховой компании"
помимо стандартных продуктов можно приобрести полис "страхования
финансов". Этот продукт - нечто среднее между банковским вкладом и
долгосрочным страхованием жизни. Он предусматривает выплаты в случае
смерти и потери трудоспособности плюс ежегодные проценты: 6% годовых в
валюте или 10% - в рублях.
|
По словам специалистов "НИКойл-Страхования", несмотря на
то, что такие продукты недостаточно популярны на российском рынке,
пользователи иногда покупают их через Интернет. Кроме того, до конца
ноября в компании действует специальное предложение: при приобретении
полиса автострахования в on-line магазине клиент получает в подарок
дисконтную карту, которая предоставляет скидку на запчасти и обслуживание
в автосервисах. Необычные предложения действуют на сайте
"Гефеста". Здесь в режиме on-line свою профессиональную ответственность
могут застраховать строители. Есть и совсем необычные услуги. Так,
"Альфа-Страхование" предлагает клиентам воспользоваться консультацией
своих агентов по ICQ. А для удобства тех, у кого нет этого
интернет-пейджера, на сайте установлена ссылка для желающих скачать
программу.
Новинки
web-ресурсов. Глобальная сеть постоянно
предоставляет пользователям новые возможности. В середине октября начал
работу интернет-магазин Straxa. net. С его помощью клиент может приобрести
полис ОСАГО, выбрав одну из 11 российских страховых компаний. В проекте
участвуют "Ингосстрах", "Гута-страхование", СК "Пари", "АльфаСтрахование",
"КапиталЪ-Страхование", "Наста", "Стандарт-Резерв", ОСГ "Согласие",
"НИКойл-Страхование", Национальная страховая группа и Московская страховая
компания. Валерий Гасратов, представитель интернет-холдинга eHouse -
разработчика проекта, сообщил, что цены на сайте не отличаются от
стоимости полисов ОСАГО в офисах компаний: "Комиссию за продажу полиса мы
получаем от страховщиков". Руководители проекта обещают, что заказанный
полис будет доставляться клиенту в течение суток. Специалисты eHouse
собираются до конца года обеспечить через интернет-магазин страховыми
полисами ОСАГО более 200 тыс. автовладельцев. Недавно новый
программный продукт по продаже "автогражданки" разработала и группа
"Ренессанс-Страхование". Правда, рассчитан он не на частных клиентов, а на
страховых брокеров, партнеров компании. Используя программу, можно
заполнить и распечатать полис ОСАГО, бланк заявления и счет для оплаты. С
помощью подобных программ страховщики надеются сэкономить время на
оформление полисов до 30-40%, а также контролировать ошибки
персонала.
Виртуальная услуга. Большинство компаний доставляет
клиенту полис курьером или по почте, несмотря на Федеральный закон "Об
электронно-цифровой подписи", который позволяет проверять подлинность
"виртуального" документа. Однако, по мнению специалистов, несовершенство
принятого в 2001 году закона не позволяет активно использовать возможности
ЭЦП. Например, формат сертификата точно не определен и носит
рекомендательный характер. Кроме того, в отличие от зарубежной практики
выдается "электронный документ" только физическим лицам. Однако
основные причины того, что страховщики редко прибегают к доставке полисов
по сети, не только в недоработках закона. "Мы должны получить от клиента
подпись в электронном виде, - сообщила журналу "Финанс." начальник отдела
новых продуктов управления маркетинга компании "НИКойл-Страхование" Ирина
Давыдова. - Однако очень немногие заказчики так продвинуты в этой
области". А руководитель центра интернет-продаж ВСК Мария Коханюк считает,
что помимо технической готовности компании необходимо согласие потребителя
принимать полисы, заверенные ЭЦП: "Страхование в каком-то смысле само
является "виртуальной" услугой. Клиенту психологически сложно приобрести
ее в "виртуальной" среде и получить после этого "виртуальный" полис".
Все права на данный материал принадлежат журналу
"Финанс"
|