Вернуться
Журнал "ФИНАНС"

КАК КУПИТЬ ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОЛИС

№35, 10-16 ноября 2003 г.

Виктория Завьялова

Интернет. С июля по октябрь этого года страховщики реализовали около 5 млн полисов "автогражданки". Немалая доля этих продаж была осуществлена через "глобальную паутину".

Среди пользователей Интернета наибольшей популярностью всегда пользовалось автострахование. В последнее время, по словам специалистов, у частных лиц появился интерес и к другим услугам. Спрос стимулирует удобство приобретения полиса через сеть. Познакомиться с условиями договора, заполнить электронный бланк заявки и получить информацию о стоимости - все это можно сделать в режиме on-line. Клиент по желанию оплачивает услуги через банк, с помощью пластиковой карты или в офисе страховщика. Кстати, при заказе полиса через сеть большинство компаний предоставляет 5-10-процентную скидку.

Сайт для ленивого.
Наибольший список страховых продуктов на своих web-ресурсах сегодня предлагают "РОСНО", "Спасские ворота", ВСК, "Отечество", группа "Ренессанс-Страхование" и некоторые другие компании. По словам специалистов "Ренессанс-Страхования", на полисы КАСКО и ОСАГО приходится почти 40% продаж компании. Тем не менее, как считает заместитель начальника отдела интернет-проектов "Ренессанс-Страхования" Елена Скуратова, этот показатель постоянно снижается: у потребителей растет интерес к другим видам услуг.
Однако для покупки некоторых полисов клиенту требуется более индивидуальный подход, чем при приобретении стандартной "автогражданки". В Интернете невозможно оформить заявку на долгосрочное страхование жизни и включить в него некоторые риски, выбранные клиентом самостоятельно. Поэтому потребителю, который заинтересован в покупке индивидуального продукта, лучше довериться страховому агенту.
Еще одна проблема - некоторые недостатки самих web-ресурсов. На семинаре Российского общественного центра интернет-технологий генеральный директор Positive PR Agency Татьяна Герасимюк отметила несколько типичных ошибок, которые совершают страховщики. По ее словам, некоторые компании не указывают на главной странице сайта ссылки на свои интернет-магазины. Клиент может не найти ее и отказаться от оформления заявки. Кроме того, на большинстве порталов нельзя сразу оплатить полис.

Электронные риски.
Некоторые компании, давно "окопавшиеся" в сети, предоставляют возможность оформить заявку практически на все виды страхования. Широкий спектр продуктов представлен на web-ресурсе "РОСНО". Там можно приобрести практически все - начиная от "автогражданки" и медицинской помощи до полисов страхования квартиры и ее внутренней отделки. Сайт компании предлагает купить даже полис для дайверов, предусматривающий покрытие всех медицинских и транспортных расходов, включая лечение в гипербарических центрах. А очень занятые люди могут воспользоваться специальной программой страхования имущества - без его осмотра и предварительной описи.
На сайте компании "НИКойл-Страхование" - бывшей "Промышленно-страховой компании" помимо стандартных продуктов можно приобрести полис "страхования финансов". Этот продукт - нечто среднее между банковским вкладом и долгосрочным страхованием жизни. Он предусматривает выплаты в случае смерти и потери трудоспособности плюс ежегодные проценты: 6% годовых в валюте или 10% - в рублях.  

По словам специалистов "НИКойл-Страхования", несмотря на то, что такие продукты недостаточно популярны на российском рынке, пользователи иногда покупают их через Интернет. Кроме того, до конца ноября в компании действует специальное предложение: при приобретении полиса автострахования в on-line магазине клиент получает в подарок дисконтную карту, которая предоставляет скидку на запчасти и обслуживание в автосервисах.  
Необычные предложения действуют на сайте "Гефеста". Здесь в режиме on-line свою профессиональную ответственность могут застраховать строители. Есть и совсем необычные услуги. Так, "Альфа-Страхование" предлагает клиентам воспользоваться консультацией своих агентов по ICQ. А для удобства тех, у кого нет этого интернет-пейджера, на сайте установлена ссылка для желающих скачать программу. 

Новинки web-ресурсов.
Глобальная сеть постоянно предоставляет пользователям новые возможности. В середине октября начал работу интернет-магазин Straxa. net. С его помощью клиент может приобрести полис ОСАГО, выбрав одну из 11 российских страховых компаний. В проекте участвуют "Ингосстрах", "Гута-страхование", СК "Пари", "АльфаСтрахование", "КапиталЪ-Страхование", "Наста", "Стандарт-Резерв", ОСГ "Согласие", "НИКойл-Страхование", Национальная страховая группа и Московская страховая компания.
Валерий Гасратов, представитель интернет-холдинга eHouse - разработчика проекта, сообщил, что цены на сайте не отличаются от стоимости полисов ОСАГО в офисах компаний: "Комиссию за продажу полиса мы получаем от страховщиков". Руководители проекта обещают, что заказанный полис будет доставляться клиенту в течение суток. Специалисты eHouse собираются до конца года обеспечить через интернет-магазин страховыми полисами ОСАГО более 200 тыс. автовладельцев.
Недавно новый программный продукт по продаже "автогражданки" разработала и группа "Ренессанс-Страхование". Правда, рассчитан он не на частных клиентов, а на страховых брокеров, партнеров компании. Используя программу, можно заполнить и распечатать полис ОСАГО, бланк заявления и счет для оплаты. С помощью подобных программ страховщики надеются сэкономить время на оформление полисов до 30-40%, а также контролировать ошибки персонала. 

Виртуальная услуга.
Большинство компаний доставляет клиенту полис курьером или по почте, несмотря на Федеральный закон "Об электронно-цифровой подписи", который позволяет проверять подлинность "виртуального" документа. Однако, по мнению специалистов, несовершенство принятого в 2001 году закона не позволяет активно использовать возможности ЭЦП. Например, формат сертификата точно не определен и носит рекомендательный характер. Кроме того, в отличие от зарубежной практики выдается "электронный документ" только физическим лицам.
Однако основные причины того, что страховщики редко прибегают к доставке полисов по сети, не только в недоработках закона. "Мы должны получить от клиента подпись в электронном виде, - сообщила журналу "Финанс." начальник отдела новых продуктов управления маркетинга компании "НИКойл-Страхование" Ирина Давыдова. - Однако очень немногие заказчики так продвинуты в этой области". А руководитель центра интернет-продаж ВСК Мария Коханюк считает, что помимо технической готовности компании необходимо согласие потребителя принимать полисы, заверенные ЭЦП: "Страхование в каком-то смысле само является "виртуальной" услугой. Клиенту психологически сложно приобрести ее в "виртуальной" среде и получить после этого "виртуальный" полис".


 Все права на данный материал принадлежат журналу "Финанс"



Hosted by uCoz