Вернуться
Журнал "Формула Карьеры"

МВА: АМБИЦИИ ИЛИ АПЛОМБ?

№3 (22), март 2004 г.

Дарья Алексеева

Говорят, выпускника бизнес-школы можно узнать по трем признакам: красивому диплому, неплохому английскому и амбициозным суждениям. Причем амбиции распространяются прежде всего на карьерные устремления. Готов ли российский рынок труда адекватно ответить на условия специалиста с бизнес-образованием?

В последние годы стало ясно: престижное бизнес-образование уже не панацея для карьерного роста. В том, что "корочки" не всесильны и не могут открыть любую дверь большого бизнеса, слушатели западных бизнес-школ убедились два года назад. . Именно тогда начали появляться первые сообщения о том, что крупные международные компании раскрывают объятия не каждому выпускнику программы. Постепенно развеялся миф о гарантированном найме на работу в именитую фирму с развитой системой бонусов для сотрудников. Центры трудоустройства Wharton, Chicago или Stanford заполонили вчерашние слушатели магистерских программ, жаждущие получить должность, достойную их диплома и затраченных на него средств. В ответ они услышали: "Идите к работодателям и принимайте их условия!"
Российская статистика не раскрывает сведений о карьерной динамике выпускников МВА. Тем не менее, и у нас не каждый выпускник отечественной бизнес-школы может похвастаться стремительным карьерным продвижением. К тому же не каждый работодатель готов платить дополнительные деньги за степень "мастер делового администрирования". У каждой из сторон свой взгляд на то, сколько стоит бизнес-диплом.

Психология лидерства
Едва ли нужно говорить о том, насколько сильно отличаются российские и западные программы МВА. Известно, что западные слушатели МВА проходят более суровый отбор, учатся методом погружения в бизнес-среду, а не прослушивают две-три лекции после трудового дня.
Для нас важно то, что каждая бизнес-школа должна воспитывать лидеров - флагманов бизнеса, мастодонтов менеджмента и гуру финансов и маркетинга. Программа МВА задумывалась как система подготовки квалифицированных менеджеров - в западном понимании этого слова. В переводе это звучит как "управленец". И вместе с тем "лидер" - тот, кто умело выстроит разветвленную организационную схему предприятия и сможет успешно руководить ее многочисленными подразделениями, тот, кому будут доверять коллеги, кого будут уважать подчиненные.
Выработать в человеке уверенность в себе под силу разве что опытному психологу, развить харизму - занятие тем более утопичное. Тем не менее, бизнес-школы поставили для себя такую планку. За два года они обещают до отказа заполнить голову каждого поступившего качественными знаниями в области бизнеса, научить применять их на практике, объяснить суть важнейших деловых процессов в организации и, как следствие, развить в своих слушателях важнейшие для руководителя качества. Свои обещания учебные заведения выполняют. Можно сколь угодно долго спорить о качестве российского МВА, но факты - упрямая вещь: за десять лет существования бизнес-образование в нашей стране сумело развиться настолько, насколько это необходимо в сегодняшних условиях, поэтому априори примем за аксиому, что уровень образования соответствует спросу на него.
С другой стороны, не каждому поступившему в бизнес-школу под силу впитать в себя эти навыки. Прежде чем поступить на МВА, вы должны набраться менеджерского опыта. На практическую базу легче спроецировать ту систему знаний, которую дают преподаватели. Схемы и таблицы, нарисованные в учебном пособии, не покажутся тогда оторванными от действительности, понятие "цикл жизни бизнеса" не вызовет недоумения, а за условиями задачи-кейса, заданной на дом, вы увидите финансовые показатели, промелькнувшие на днях в отчете вашей компании.
И все-таки, даже имея внушительный стаж и качественные "входные" условия, не всякий выпускник оценивается работодателем или руководителем в сумму с чередой заманчивых "ноликов". Виной тому - все та же психология лидерства. Кое-кто из выпускников настолько уверен в собственной значимости, что перестает трезво себя оценивать, здоровые амбиции перерастают в некрасивый апломб. В результате выпускник престижной бизнес-школы может проиграть перед кандидатом с привычным высшим образованием.

Взгляд по ту сторону баррикад
Для работодателя, подбирающего персонал на российском рынке труда, наличие или отсутствие степени МВА не является показательным. Даже представители тех сфер бизнеса, где бизнес-образование приветствуется (финансов и консалтинга), подчеркивают, что решающим фактором для них по-прежнему остается опыт кандидата. На "корочку" они обращают внимание во вторую, третью и просто в последнюю очередь.
У выпускника может сложиться впечатление, что в России еще не сформировалась культура отношения к МВА, культивируемая на Западе. И здесь стоит напомнить историю о том, как в 2002-2003 году дипломированные специалисты из Wharton, Stanford и Yale "пострадали от рук работодателей": не каждая западная компания оказалась готовой принять в свои ряды очередного выпускника МВА. Мало просто небрежно расправить мантию выпускника, внимание потенциального босса нужно уметь привлечь и удержать за счет собственного профессионализма.
То, что компания может предложить выпускнику бизнес-школы, не всегда совпадает с его пожеланиями. Руководителя настораживает амбициозность, способная навредить бизнесу. В понятиях "достичь поставленной цели" и "достичь цели любой ценой, даже рискуя потерпеть фиаско" чувствуется разница. Выпускники со степенью настроены на победу любой ценой. Нельзя сказать, что они напрочь лишены осторожности. Просто стремление быть лучшими из лучших возобладало в некоторых из них над здравым смыслом.

Реальность VS действительность
У психологов есть два взаимоисключающих понятия: реальность и действительность. Ответьте: в чем разница? Реальность - это то, каким вы видите окружающий мир, ваши мечты, надежды, ваши "розовые очки", действительность - то, что есть на самом деле. Реальность сегодняшнего слушателя МВА, будущего выпускника, выглядит радужно и многообещающе, действительность же раскрашена более приглушенными красками. И если высокообразованному лидеру придется менять нынешнее место работы, где простор уже не тот и перспективы туманны, над разницей этих понятии стоит задуматься... и, возможно, зачеркнуть лишний нолик в пункте "желаемый уровень заработной платы" или на собеседовании с работодателем сменить вальяжную позу на подчеркнуто-учтивую. А может быть, стоит вообще пересмотреть свой подход к поиску потенциального нанимателя.
МВА-всего-навсего образование, а не волшебная кузница, где из заурядного человека можно за один-два года сделать высококлассного специалиста, мечту любого хедхантера. И годы, проведенные в бизнес-школе - это только годы обучения, из которых каждый выносит что-то свое, будь то новая формула, новая отрасль, в которой хочется развиваться, или новые школьные друзья, которые помогут найти новое дело.
Напоследок позволим себе дать совет будущему абитуриенту российских бизнес-школ. Внимательно вчитайтесь в эти строки: "МВА никак не гарантирует головокружительную карьеру, но может ей всячески поспособствовать". Вдумайтесь в эту мысль, привыкните к ней, дайте себе правильную установку. И подавайте вступительные документы в хорошую отечественную бизнес-школу!

Цифры, мнения, тенденции
Как правило, не имеет проблем с трудоустройством тот, кто нацелен на заранее выбранную, порой довольно узкую специальность и целенаправленно движется к ней. Тому, кто знает свою будущую специализацию, следует выбирать бизнес-школу следующую специализированный курс, который, как правило, занимает 120 из обязательных 750 часов МВА в целом.
А вот от программ МВА, созданных на базе различных технических вузов (а сейчас этим занимаются, стремясь заработать, многие учебные заведения - от Экономико-статистического института до Бауманки), лучше относиться достаточно осторожно.

В последние два-три года наметилась интересная тенденция: несмотря на то, что диплом об окончании известной западной бизнес-школы намного престижнее российского и котируется во всем мире, у окончивших такие школы и желающих работать в России возникают проблемы с трудоустройством.

Это связано с двумя обстоятельствами: во-первых, с уровнем зарплаты (выпускники INSEAD или Warton изначально рассчитывают ежегодно зарабатывать не менее $50 тыс., что большинство российских компаний, за исключением нефтяных, просто не могут предложить), а во-вторых, с оторванностью от реалий отечественного бизнеса.

Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА): "В России в плане зарплаты и карьеры традиционно больше ценится опыт, чем диплом, к тому же традиции предлагать более высокую зарплату соискателю с дипломом МВА у нас пока нет. И неизвестно, когда она появится".
Игорь Знаменский, проректор ВКШ Минэкономразвития: "Я знаю многих студентов, окончивших западные программы МВА, которые не способны прижиться в России. Ведь там сам принцип преподавания построен на экономике развитого капитализма, до которого России еще очень далеко, и когда они сталкиваются с нашими реалиями, просто не знают, что делать. Так что, если вы хотите жить и работать в России, имеет смысл получить диплом российской бизнес-школы. К тому же некоторые российские бизнес-школы, как и ВКШ имеют специализированные службы развития карьеры своих выпускников".

Как заявляют кадровые агентства, наибольшим спросом на сегодняшний день выпускники бизнес-школ пользуются в представительствах западных организаций или в крупных российских компаниях, построенных по за рубежному образцу. Люди с дипломом МВА чаще других находят себя в финансовом секторе, консалтинге, маркетинге, управлении персонал ом, реже - в PR и юридических департаментах. Около трети поступающих на программу приходят в бизнес-школы из торговых компаний и возвращаются в этот сектор после окончания учебы. До сих пор не слишком популярно бизнес-образование в СМИ и в индустрии развлечений, хотя в последние несколько лет наметилась положительная тенденция.

По мнению работодателей, человек с дипломом МВА являет собой:
- специалиста с качественным образованием -36%;
- образец талантливого современного управленца -28%;
- фигуру с непомерно завышенными требованиями -19%;
- целеустремленную личность с большими перспективами -10%;
- не имеет никаких плюсов перед другими кандидатами -7%

По статистике бизнес-школ, только около 35% слушателей программ МВА на момент поступления имеют более чем трехлетний менеджерский стаж. К сожалению, большинство слушателей не имеют практического опыта руководства коллективом.

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
Ким Нечаев, менеджер по развитию бизнеса "Независимой лаборатории "INVITRO", выпускник ММВШБ "МИРБИС" 2003 года:

Я поступал на программу МВА, чувствуя потребность в тех знаниях, которые несет в себе бизнес-образование для работы и карьеры. Я прекрасно осознавал при этом, что ни одна бизнес-школа (как и любая другая образовательная система) не может дать слушателю универсального ключа к решению всех проблем. Наличие или отсутствие диплома не свидетельствует о том, есть в вас некие уникальные качества для бизнеса или нет. Многие мои друзья - однокурсники по мехмату, получившие один диплом о высшем образовании, уже владеют собственными компаниями. Иными словами, МВА - не панацея! Решать, дает ли диплом бизнес-школы некое превосходство специалисту, наверное, должен работодатель. По моему мнению, тот, кто прошел программу МВА, становится более терпеливым в жизни и в работе. Возможно, сказывается специфика обучения: нагрузки очень высокие, и вся спесь агрессивного карьериста на этапе обучения уходит. Так, по крайней мере, произошло в моем случае. Многое пришлось переосмыслить. Я бы сказал, что в мою жизнь бизнес-образование привнесло новую жизненную философию, настоящую философию предпринимательства: приносить своей деятельностью пользу людям и при этом уметь извлекать выгоду для себя.

Георгий Михайлец, начальник пресс-службы ЦВ "Протек", слушатель первого года обучения Высшей школы бизнеса МГУ:
В какой-то мере утверждение работодателя о том, что выпускник МВА переоценивает свою стоимость на рынке труда, справедливо. Получив степень, я, разумеется, буду претендовать на принципиально иную компенсацию. С другой стороны, я полагаю, что работодатель должен ориентироваться на ту пользу, которую я принесу ему. И хочется верить, что он не пожалеет о затраченных на меня ресурсах. В противном случае я не стал бы тратить время, силы и деньги на получение степени "мастер делового администрирования".

Елена Скуратова, заместитель начальника отдела интернет-проектов по маркетингу и продажам "Группы Ренессанс Страхование", закончила Классическую бизнес-школу в 2003 году:
Конечно, известность западных бизнес-школ делает их дипломы МВА привлекательнее сточки зрения престижа. Но обучение за рубежом предполагает, что год ты проведешь вне своей компании и своего бизнеса, без возможности применять полученные знания на практике. Я планирую жить и работать в России, в страховой сфере бизнеса, которая является чрезвычайно динамичной и высококонкурентной, и здесь никто не будет держать для тебя рабочее место в течение года. Именно поэтому я проводила мониторинг отечественных бизнес-школ как в Интернете, так и в специализированной прессе. В понравившиеся школы звонила, оценивала адекватность реакции, содержание программы, уточняла, каков преподавательский состав, немаловажным фактором были график обучения и местоположение бизнес-школы.

Юлия Стадник, заместитель коммерческого директора компании "Джей-Элан", учится в Московской школе бизнеса РУДН:
При выборе места учебы я прежде всего смотрела на близость к дому, срок существования и престижность вуза, а также на стоимость, и пять тысяч долларов за курс меня устроили. Правда, нагрузка очень большая: занятия занимают три вечера еженедельно и субботу полностью, а еще надо выполнять домашние задания.

Людмила Голубкова, заместитель управляющего по маркетингу и развитию группы компаний "ЛОГОС":
Главной целью поступления для меня было получение диплома МВА, который сейчас становится необходимой реальностью бизнеса, фактически повышая капитализацию человека как профессионала. Я давно чувствовала, что вполне могу занять более высокую управленческую должность: собственного опыта работы в бизнесе у меня для этого хватало. Сдерживало мой рост только отсутствие экономического образования. При выборе школы я в первую очередь ориентировалась на известное имя, наличие западной программы и вечерней формы обучения. "МИРБИС" по этим показателям меня полностью устроил, плюс цена курса - 5600 долларов, что в полтора раза ниже, чем во многих других школах. Немаловажно и то, что в школе есть четкая специализация, включая маркетинг, которым, собственно, я всю жизнь занимаюсь.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Надежда Аверкиева, консультант КА "ВИЗАВИ КОНСЭЛТ":
Начнем с того, что работодатель не готов платить своему потенциальному сотруднику за степень МВА. Диплом бизнес-школы - это не натуральная потребность, а вопрос престижа. Прекрасно, когда он есть: это свидетельствует о том, что человек стремится расти. Но платить за него компания вам не станет.
При этом кандидат, окончивший бизнес-школу, выглядит выигрышнее на фоне прочих специалистов с высшим образованием. Наличие у вас степени МВА подразумевает комплексные знания по всем направлениям управления (финансы, ресурсы, стратегии, людьми). Кроме того, MBА дает широкие связи в мире бизнеса, а также знания о других компаниях, об их системах управления, стратегиях. Можно сказать, что при одинаковом "бэкграунде" работодатель, скорее, предпочтет кандидата с МВА. Хотя личная харизма в любом случае будет значить больше!


 Все права на данный материал принадлежат журналу "Формула Карьеры".



Hosted by uCoz